Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вайнонен василий иванович

Энциклопедический словарь

Вайно́нен Василий Иванович (1901-1964), балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939). Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Большом театре. Поставил «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1932), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934), «Мирандолина» С. Н. Василенко (1949). Государственная премия СССР (1947, 1949).

* * *

ВАЙНОНЕН Василий Иванович - ВАЙНО́НЕН Василий Иванович [8 (21) февраля 1901, Санкт-Петербург - 23 марта 1964, Москва], российский танцовщик и балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Сталинская премия (1947, 1949).

Окончил Петроградское хореографическое училище (педагог В. И. Пономарев). В 1919-38 - солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, где исполнял характерные и гротесковые партии: Арап («Петрушка» И. Ф. Стравинского), Паяц («Фея кукол» И. Байера), Сатир («Времена года» А. К. Глазунова). В этом же театре в 1930 поставил совместно с двумя другими балетмейстерами балет «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Самая значительная работа Вайонена - решенный в жанре героической драмы балет «Пламя Парижа» Б. Ф. Асафьева (1932; новая редакция - 1936), возрождающий эпические картины Великой французской революции.

В 1935-39 работал в качестве балетмейстера Ленинградского театра им. Кирова. Поставил балеты: «Партизанские дни» (1937), «Милица» (1947) - оба Асафьева, «Раймонда» Глазунова (1938), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934; новая редакция в 1954), до сих пор с успехом идущий на той же сцене. В «Щелкунчике» подлинным шедевром постановщика стала сцена «Снежинок», где гармоничное слияние музыки и танца создавало сказочную атмосферу зимнего леса.

В 1946-50 и 1954-58 годы Вайонен был балетмейстером Большого театра, где поставил «Мирандолину» С. Н. Василенко (1949), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1957). Балетмейстер обращался и к миниатюрам (одна из наиболее известных работ в этом жанре - виртуозный «Вальс» на музыку М. Мошковского). Па-де-де из его «Пламени Парижа» и «Щелкунчика» вошли в программу классических произведений на Международных балетных конкурсах.

Большой энциклопедический словарь

ВАЙНОНЕН Василий Иванович (1901-64) - российский балетмейстер, заслуженный артист России (1939). Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Большом театре. Поставил "Пламя Парижа" Б. В. Асафьева. Государственная премия СССР (1947, 1949).

Полезные сервисы